Московская Библейская церковь

БОГОСЛУЖЕНИЕ 29 ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА
КАК ПРОСТИТЬ ТО, ЧТО ПРОСТИТЬ НЕЛЬЗЯ?
Основной принцип. Бывает, что в браке мы сталкиваемся с чем-то совершенно непростительным. Для кого-то это лишь одно действие, перечёркивающее в отношениях всё. Для других – это дни, месяцы и годы незначительных поступков, каждый из которых, может быть, и не привёл бы к разводу, но, накопившись, они разрушили брак до такой степени, что прощение и примирение кажутся нам невозможными. Осознание того, сколь много нам простил Бог, позволяет нам прощать друг друга в браке.
Бывают ситуации, когда муж или жена делает что-то в браке, что кажется нам совершенно непростительным. Для кого-то это лишь одно действие, перечёркивающее в отношениях всё. Скажем, измена или физическое насилие. Кажется, что Рубикон перейдён и оставаться в браке после этого не только бессмысленно, но и просто невыносимо. Для других – это дни, месяцы и годы каких-то незначительных поступков, каждый из которых, может быть, и не привёл бы к разводу, но, накопившись, они разрушили брак до такой степени, что прощение и примирение кажутся нам невозможными. Это могут быть небольшие долги, которые со временем превращаются в совершенно неподъёмные кредиты, тянущие на дно всю семью. Или систематическое пренебрежение одним супругом другого. Что бы это ни было, в какой-то момент один, а может быть оба, в браке доходят до той самой точки, когда прощать уже нет никаких сил. Писательница Валери Виздор очень ярко, но так буднично, описывает момент, когда она ушла от своего мужа. Всё произошло в одном из кафе Парижа, во время совместного отпуска. Она описывает, как её раздражает практически любое действие мужа, даже те, в которых он проявляет любовь и заботу о ней.
«Ну вот и хорошо», – сказал он. Это было всё. Это было всё, что произошло с нами. В воздухе не было никакого напряжения. Неприятные впечатления прошедшего дня, когда из-за того, что я неправильно прочитала по карте, мы заблудились в Ньюили, были забыты. По обоюдному молчаливому согласию, чтобы зря не волновать гладкую поверхность, мы никогда не говорили вслух о том, насколько неудовлетворительными были наши ночные ритуалы, которые, видимо, от недостатка воображения у меня никогда не ассоциировались с любовью. Я сидела, сложив руки на коленях, а жужжание в голове стало тоньше и выше тоном, превратилось в скулящий электрический шум в черепе. Я встала».
При этом речь в данном случае не идёт о том, что развод невозможен ни при каких условиях. И раз уж выпала такая незавидная доля, как муж, постоянно распускающий руки, или жена, склонная к изменам, то значит, нужно терпеть и стойко переносить трудности. Нет! Речь о другом. Она о ситуации, когда один или оба супруга искренне сожалеют и раскаиваются в своих грехах и ошибках. Они жаждут примириться и восстановить отношения. Возможно, что даже один из них готов работать, чтобы пройти непростой путь. Но вот второй просто не знает, где найти для этого физические или эмоциональные силы.
Для страны, в которой семья была «ячейкой общества», советский кинематограф отличался удивительно честным взглядом на брак и развод, которым, к сожалению, столь часто оканчивается брак. Тем интереснее были фильмы, где показывали пары, которые каким-то образом смогли найти в себе силы помириться и вновь сойтись, несмотря ни на что. Одной из таких картин стала знаменитая комедия «Любовь и голуби» Владимира Меньшова. Сюжет картины довольно прост. Василий Кузякин, работник леспромхоза, живёт в деревне со своей женой Надеждой, старшей дочерью Людой, которая вынуждена была вернуться домой после неудачного брака, сыном Лёней и младшей дочерью Олей. Однажды Василию выпадает счастливый билет и его отправляют на курорт отдохнуть. Где у него и закрутился роман с другой женщиной, Раисой Захаровной, героиней Людмилы Гурченко. Взгляд двух человек, Василия и Раисы, на этот роман крайне противоположный. Раиса говорит: «Мы из разных социальных пластов, но ведь нас судьба связала». На что Василий парирует: «Да какая судьба? По пьянке закрутилось и не выберешься». Как бы то ни было, но Василий уходит из семьи к Раисе, однако по прошествии времени понимает, что совершил ошибку, и покидает Раису. Вот только дома его уже не ждут. И Надежде требуется время, чтобы не только простить, но и полюбить своего горемычного мужа. Несмотря на счастливый конец, фильм так и не даёт зрителям ответа о том, где же именно найти те самые силы, чтобы простить своего мужа или жену тогда, когда сил прощать нет. Кажется, что всё просто сводится к тому, что Василий и Надежда безмерно любят друг друга и совсем не готовы расстаться, какой бы сильной не была вина Василия в произошедшем.
Но жизнь многограннее. И зачастую страстной любви бывает недостаточно, чтобы преодолеть возникшие в браке проблемы. А всё, что мы знаем о Библии, не помогает нам в этом. Нам кажется, что библейские отрывки возвращают нас к тому, что мы должны проделать неимоверные усилия над собой, чтобы каким-то невероятным образом собрать всю свою волю в кулак и простить. Это совсем не так! Вместо этого Писание предлагает нам взглянуть в зеркало, чтобы разглядеть всё то, что Бог простил нам. Ведь наша проблема именно в том, что во взаимоотношениях мы обязательно замечаем «соринку в своём глазу», отмечая все сферы, в которых мы были неправы и далеки от совершенства. При этом нам сложно воспринимать эти огрехи всерьёз, потому что мы очень ярко видим грехи нашего мужа или жены. Именно это «бревно в глазу» супруга не даёт нам простить их. Тем временем, Слово Божие демонстрирует нам, сколь далеки мы были от Бога, сколь много нам было прощено, и это даёт нам вдохновение и силы прощать тогда, когда кажется, что это совершенно невозможно. Пожалуй, ярче всего мы видим это в истории Ветхозаветного пророка Осии, чьей женой стала Гомерь, женщина далеко не самой безупречной репутации. Бог призвал Осию взять её в жёны для того, чтобы показать каждому из нас, что мы гораздо больше похожи на Гомерь, чем на Осию.